Главная / Полезная информация для учителей и преподавателей вузов / . Всероссийский семинар учителей химии «Химия для жизни будущих поколений», Тобольск 12 -16 октября 2009 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О партнерствеМенделеевский конкурсКонкурс "Человек на Земле"Полезная информация для учителей и преподавателей вузовБиблиотека методических пособий
|
Полезная информация для учителей и преподавателей вузовВсероссийский семинар учителей химии «Химия для жизни будущих поколений», Тобольск 12 -16 октября 2009Всероссийский семинар учителей химии,
|
Раиса Андреевна Коркина (справа) и Ольга Георгиевна Степаненко (слева), |
![]() |
Раиса Андреевна Коркина, |
Выступление Сергея Анатольевича Москвина на закрытии семинара |
Сергей Анатольевич Москвин, |
Всего в работе семинара приняли участие 71 человек (включая докладчиков, учителей и преподавателей вузов из Тобольска) из 28 городов (поселков) Алтайского края, Башкирии, Новосибирской, Оренбургской, Омской, Свердловской, Томской, Тульской и Тюменской областей, а также из Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга.
Список участников здесь.
Семинар был организован на базе Тобольской государственной социально-педагогической академии имени Д.И.Менделеева (ТГСПА им. Д.И.Менделеева) по инициативе Некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию».
В число организаторов семинара также входили Российская академия наук, Федеральное агентство по образованию РФ, Химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова, Тюменский государственный университет, журнал «Химия и жизнь» и ООО «Тобольск-Нефтехим».
Оргкомитет по подготовке семинара возглавили:
Председатель оргкомитета – академик В.В.Лунин, |
Сопредседатель оргкомитета – профессор С.В.Слинкин, |
Зам. председателя оргкомитета – профессор З.И.Колычева, |
Зам. председателя оргкомитета – Е.С. Ротина, |
Торжественное открытие семинара состоялось в Тобольском Кремле, во Дворце наместника. Студенты Художественно-графического факультета ТГСПА им. Д.И.Менделеева, облаченные в костюмы XVIII века, с почтением встречали прибывающих гостей.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Перед участниками выступил мужской хор Тобольской Духовной семинарии под руководством регента хора иерея И.Хмелева.
С отдельными номерами выступили ансамбли «Круг» и «Контрасты».
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С приветственными словами к собравшимся обратились С.В. Слинкин, ректор ТГСПА им. Д.И. Менделеева, депутат Тобольской городской Думы, Н.А.Кропачева, советник главы администрации Тобольска и М.И.Бакиев, заместитель председателя Комитета по образованию Тобольска.
Выступление депутата Тобольской городской Думы
Н.А. Кропачевой
Особый интерес вызвало выступление В.И.Анохина, заместителя Генерального директора, главного инженера ООО «Тобольск-Нефтехим», который наряду с добрыми словами приветствия к собравшимся школьным учителям химии коротко рассказал о нефтехимическом производстве комбината в Тобольске, перспективах его развития и пригласил участников семинара на экскурсию в «Тобольск-Нефтехим».
В своем выступлении академик В.В.Лунин искренне поблагодарил Администрацию Тобольска, руководство ТГСПА им. Д.И.Менделеева и ООО «Сибур»: «Благодаря доброй воли и усилиям этих организаций смогла реализоваться красивая идея собрать учителей химии России на родине Д.И.Менделеева в год его 175-летнего юбилея». В.В.Лунин также сообщил, что Генеральная Ассамблея ООН объявила 2011-й год – Годом химии, и это обстоятельство следует использовать для укрепления позиции химии как ключевой науки. Он подчеркнул, что многое в решении этой задачи зависит от школьных учителей, от взаимодействия высшей и средней школы и что на семинаре следует обсудить, как сохранить лучшие традиции отечественного образования.
Выступление академика В.В.Лунина,
декана химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
С приветственным словом выступил также В.С.Тимофеев, доктор технических наук, президент Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова. Он также выразил благодарность организаторам семинара и особо отметил большой вклад компаний ООО «Сибур» и «Тобольск-Нефтехим» в успешное его проведение.
Выступление профессора В.С.Тимофеева,
президента Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова
Торжественная церемония открытия завершилась лекцией «Д.И.Менделеев и судьба Периодического закона», которую блестяще прочитала А.А.Карцова, доктор химических наук, профессор химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Профессор химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
А.А. Карцова читает лекцию
Эта лекция дала старт насыщенной программе семинара, которая была продолжена в актовом зале средней школы № 18 г. Тобольска. Директор школы Н.Г.Шумилова, все педагоги и работники школы создали благоприятные условия и теплую атмосферу для работы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лекции |
|||||
![]() ![]() |
Любовь Николаевна Стрельникова, Окружающий мир стремительно преобразуется благодаря науке и современным технологиям. Но, к сожалению, информация об этих переменах и нашем технологическом будущем не доходит до школьных учебников и школьных уроков. Задача цикла лекций – рассказать учителям о самых бурно развивающихся, перспективных и модных направлениях в науке технологиях, которые интересуют общество и, конечно же, школьников. Определения, история, примеры, тенденции, перспективы и проблемы – в такой последовательности были построены лекции цикла, которые включали четыре темы:
Лекции, каждая из которых продолжалась 90 минут, читались ежедневно, четыре дня подряд. |
||||
|
Профессор А.А.Карцова выступила также с докладом «Д.И.Менделеев об образовании» |
||||
|
Елена Николаевна Стрельникова, Приложение здесь: Тест входного контроля |
||||
|
Менделеева Екатерина Александровна, сделала доклад «Опыт дистанционного преподавания химии школьникам в проекте «Интернет-школа «Просвещение.ru»» Е.А.Менделеева познакомила участников семинара с проектами, осуществляемыми НП «Телешкола» с использованием образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение.ru» http://internet-school.ru/ и особенностями преподавания курса химии в рамках этих проектов. В НП «Телешкола» ведется дистанционное преподавание всех предметов школьного курса в 10 и 11 классах на двух уровнях: базовом и профильном как в рамках основного, так и дополнительного образования. При создании дистанционного курса химии и организации работы преподавателя реализована возможность индивидуального подхода к учащимся, создания для них индивидуальной образовательной траектории, ситуации успешности в обучении. Интернет-уроки по химии отличаются интересными научно-методическими подходами, интеграцией предметных знаний, богатым иллюстративным материалом и анимацией, удачным подбором заданий для тренировки и самопроверки в ходе обучения. Серия анимационных демонстрационных опытов, лабораторных опытов и практических работ, предусмотренных программой средней школы, позволяет частично компенсировать невозможность работы с «настоящим» лабораторным оборудованием и веществами. По ним учатся дети из разных уголков нашей страны, в том числе те, которым по разным причинам невозможно посещать школы (инвалиды, дети, больные онкологическими заболеваниями, несовершеннолетние преступники в местах лишения свободы). А система профильных курсов позволяет учащимся, живущим в небольших городах, где в школах практически невозможно создать все профили обучения, выбирать интересующий профиль и готовиться к ЕГЭ. Презентация доклада доступна для загрузки здесь. |
||||
|
Вячеслав Викторович Загорский, представил учителям коллекцию видеофильмов «Химия крупным планом», созданную в 2008 г. В.В.Загорский продемонстрировал несколько видеороликов, входящих в коллекцию, которая записана на диске. На диске содержатся видеоролики в трех форматах (каждый формат в своей папке), пример презентации «Классы неорганических соединений» (“Klass-ino.ppt”в папке “Klass-ino” с входящими в презентацию видеороликами), короткий фильм, показывающий применение ИКТ на уроке химии (“V-H2-op-ekr-tV1”). Материалы с диска могут быть использованы при проведении уроков химии в средней школе, на лекциях по химии в вузах и при индивидуальных занятиях. Отличие данного электронного издания от аналогов:
Те же видеоролики размещены в Интернете на сайте Химического факультета МГУ по адресу: Часть видеороликов с дикторским текстом и анимациями, объясняющими детали механизмов реакций, представлены на сайте Nigma.ru : В.В.Загорский также сделал на семинаре доклад на тему В докладе представлены результаты выполненных автором с сотрудниками исследований эффективности применения элементов мультимедиа (видеоролики, фотографии, анимации) в преподавании химии. Основные положения:
|
||||
|
Денис Михайлович Жилин, При помощи приемника системы глобального позиционирования (GPS) и портативных измерителей простейших геохимических параметров (например, рН и электропроводности природных вод) даже неквалифицированные пользователи могут собирать большие объемы геохимической информации. Полученные данные можно представлять в виде графиков зависимости значения параметра от расстояния до какой-то точки или прямой, либо же – в виде точек на карте, раскрашенных в соответствии со значением параметра в них. Это позволяет даже неквалифицированным пользователям решать ряд интересных задач: картировать геохимический фон; выявлять признаки и источники экологического неблагополучия; оценивать расстояние, на которое простирается воздействие источников экологического неблагополучия; оценивать устойчивость объектов к неблагоприятным воздействиям; оценивать время самовосстановления объекта. Приведен ряд результатов исследований, выполненных школьниками. Описан принцип работы GPS и привязки результатов к картам и снимкам земли из космоса, а также инструментарий для решения этих задач (в частности, специально созданный для этих целей интерфейс открытого обмена геохимическими данными maps.sch192.ru). |
||||
|
Владимир Викторович Миняйлов , Презентация доклада доступна для загрузки здесь. Смотри также |
||||
Мастер классы |
|||||
![]() |
Галина Николаевна Кокуева, Учителя познакомились с простыми и наглядными методиками обнаружения биологически активных веществ — белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей – в продуктах питания. Большую часть этих реакций можно провести в обычной школьной лаборатории, используя вполне доступные реактивы и посуду. Эти методики можно использовать для проведения демонстраций на уроке, для проведения лабораторных работ, а также в качестве основы исследовательских проектов школьников. Методики здесь. |
||||
|
Мастер-класс Д.М.Жилина Участники семинара вместе с Д.М.Жилиным «вышли в поле», чтобы исследовать рН и электропроводность р. Иртыш и некоторых водоемов в черте Тобольска. Участники мастер-класса освоили методики определения этих параметров и географических координат точек отбора пробы. Результаты выложены на сайт maps.sch192.ru (карта «Тобольск-2009-10»). Смотри также |
||||
Психологические практикумы |
|||||
|
Лидия Михайловна Якушева, Марина Игоревна Чернова,
|
В первый же день семинара 12 октября, сверх программы, была организована экскурсия на «Тобольск-Нефтехим». Экскурсию проводил Г.М. Савин, заместитель главного инженера по производству и сбыту.
12 октября состоялась обзорная экскурсия по Тобольску
16 октября участники, благодаря комбинату «Тобольск-Нефтехим», предоставившему автобусы, посетили Абалакский мужской монастырь.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Запланированная программа семинара была выполнена полностью.
Каждому участнику, посещавшему все занятия семинара, было вручено «Свидетельство о повышении квалификации», подписанное академиком В.В.Луниным и профессором С.В.Слинкиным.
После завершения программы участники ответили на вопросы анкеты. В предложенных анкетах организаторы просили участников поделиться своими впечатлениями о семинаре:
Анкетирование проводилось анонимно.
На основании полученных ответов мы можем определенно сказать, что семинар прошел успешно, продуктивно и получил высокую оценку его участников.
1. Общие впечатления участников исключительно выражались в положительных оценках. Вот малая часть из них:
- «Супер! Все очень хорошо. Организация семинара достойная. Лекторы очень интересные. СПАСИБО! …»
- «Очень насыщенный информационно; очень интересен и актуален подбор тем для обсуждения; познавательно пребывание в Тобольске.»
- «Исключительно интересное событие, которое должен посетить хоть раз в жизни каждый уважающий себя учитель химии. Очень хочется отметить уровень организации семинара и особенно то, что организаторы чутко реагировали на пожелания участников семинара».
- «Безусловно, супер курсы, которые очень редко организуются на таком уровне, к сожалению. Очень жаль, что только неделя… Огромное спасибо за поистине звездный состав докладчиков».
-«Проведение семинара – ОЧЕНЬ удачная идея!!! Поневоле заряжаешься тем энтузиазмом, который буквально царит в воздухе, его почти ощущаешь на ощупь!!! За эти 5 дней я забыла обо всем: семье, работе и т.д. – настолько я была заинтересована всем происходящим !!!»
- «Удовольствие и восторг от начала семинара и до его окончания; удовлетворение от общения с людьми науки. Огромное спасибо за все дни семинара!!!»
2. Оценка лекций. Также оценивались максимальным баллом почти все позиции по всем лекциям и докладам. Но часто учителям не хватало и 10 баллов для выражения своей оценки, и они усиливали свои оценки словами.
Так особенно учителя отмечали все лекции Любовь Николаевны Стрельниковой и Анны Алексеевны Карцовой и подчеркивали, что обязательно будут использовать материал их лекций на уроках.
Высоко все оценили презентацию видеофильмов В.В.Загорского (каждый участник получил в подарок экземпляр этого фильма, изданного благодаря финансовой поддержке ООО «СИБУР».) Сверх проставленных за фильм 10 баллов в некоторых анкетах учителя писали словами, что обязательно будут это использовать на своих уроках.
3. Посещение Тобольского комбината и проведенная экскурсия Г.М. Савиным все учителя оценили очень высоко (на отлично!) Вот некоторые высказывания:
- «Я первый раз живьем увидела ректификационную колонну, теперь можно более уверенно разговаривать с учащимися на тему переработки нефти…».
- «Экскурсия проведена прекрасно! Сразу видно, что проводивший ее человек очень любит и хорошо разбирается в производстве».
4. Учителя подчеркивали полезность проведенной дискуссии по очень интересному, красивому, полезному, но неоднозначному фильму «О воде».
5. В пожеланиях о предстоящих семинарах учителя писали:
- больше проводить мастер-классов,
- учитывать региональные особенности в обучении химии, в частности, для учителей Тюменской области делать уклон на нефтехимию
- затрагивать проблемы химиков-производственников
- больше проводить психологических практикумов, перенося их на первые дни семинара
- вечер знакомства проводить за чашкой чая
- расширить культурную программу (дополнить посещением театра)
Впрочем, многие высказывания просто сводились к высокой оценке прошедшего семинара. «Не надо ничего улучшать!» – звучало во многих анкетах.
Сверх запланированной программы также были проведены:
1) Семинар в Тобольском индустриальном институте (ТИИ ТюмГНУ) на тему «Использование современных информационных технологий для повышения мотивации школьников и студентов к изучению химии». На семинаре с докладами выступали: В.В. Загорский, В.В. Миняйлов, Д.М .Жилин и Е.А. Менделеева.
Материалы по теме:
2) Открытые уроки для школьников 10 и 11 классов в школе № 18 по органической химии: «Загадка бензола» и «Связь строения химических соединений и их свойств» (профессор А.А.Карцова)
3) Лекция для студентов 5 курса ТГСПА им. Д.И.Менделеева «Элементы педагогической психологии» (профессор В.В.Загорский) **)
Материалы по теме:
4) Мастер-класс «Геохимические исследования на местности. Составление карты химических параметров природных вод на примере измерения химических параметров Иртыша и его притоков в нижней части города» (доцент Д.М.Жилин). (Результаты можно уже посмотреть в Интернете: www.Maps.sch192.ru (Карта Тобольск- 10-2009).
5) Встреча с представителями информационного центра ТГСПА им. Д.И.Менделеева (с.н.с. В.В .Миняйлов)
6) Встреча с Н.П. Зольниковым, менеджером по кадрам Тобольск-Нефтехим. В ведение Н.П.Зольникова были переданы 50 экземпляров видеофильма «Химия крупным планом» для последующего обеспечения учителей химии подшефных школ.
Закончить этот отчет мне хочется цитатой из анкеты участника:
«То, что было в этом семинаре, поможет в дальнейшей работе совершенствовать себя как учителя, а также много полезной информации как для обывателя. Хотелось бы быть участником следующих семинаров, приуроченных к любым событиям в химии».
Семинар был проведен благодаря финансовой поддержке со стороны ООО «СИБУР»
СИБУР – лидер российской нефтехимии, выпускающий более 100 наименований продукции. Производственная цепочка компании охватывает газопереработку, производство мономеров и пластиков, минеральных удобрений, шин и резинотехнических изделий, а также переработку пластмасс.
Холдинг объединяет 34 российских предприятия, в которых работает несколько десятков тысяч сотрудников. Управление построено по продуктово-дивизиональному принципу.
Акционером ОАО «СИБУР Холдинг» является Группа «Газпромбанк». Функции единоличного исполнительного органа общества осуществляет управляющая организация – ООО «СИБУР».
На протяжении последних лет компания демонстрирует позитивные финансовые и производственные показатели. По итогам 2008 года предприятия СИБУРа произвели 14,8 млн. тонн нефтехимической продукции и 13,3 млрд. м3 сухого отбензиненного газа. Выручка в 2008 году составила 173,5 млрд. рублей, чистая прибыль – 16,0 млрд. рублей.
Значительную помощь в проведении семинара оказал Тобольский нефтехимический комбинат ООО «Тобольск-Нефтехим»
Предоставление участникам возможности экскурсии на комбинат, а также транспорта комбината способствовало успешному проведению семинара, выполнению весьма насыщенной его программы.
Отчет подготовила Е.С. Ротина,
директор НП «Содействие химическому
и экологическому образованию»…
© НП «Содействие химическому и экологическому образованию»
Тел./факс: (495) 4348102